Приватизация        06 августа 2018        163         0

Управление автономной некоммерческой организацией

Особенности правового статуса автономной некоммерческой организации (АНО)

Однако при закреплении данных положений следует иметь в виду, что при выборе правовой конструкции органов управления некоммерческой организации важно учесть, что компетенция высшего органа управления некоммерческой организации определена п. 3 ст. 29 Закона императивно. Поэтому при конструировании объема компетенции любого из органов управления следует отслеживать недопустимость дублирования либо противоречий в компетенции различных органов управления.

Перечень вопросов, отнесенных к компетенции такого «промежуточного» органа управления АНО, также определен как исчерпывающий. Но в части кворума и процесса принятия решений данным органом управления Устав АНО может содержать разные варианты, поскольку для «промежуточного» органа управления АНО Законом не установлены какие-либо условия, а следовательно, дается простор для комбинирования различных подходов.

Нюансы управления ау и ано

Компенсация расходов совета. Нормы Закона об автономных учреждениях запрещают выплачивать членам наблюдательного совета вознаграждение за выполнение ими своих обязанностей, за исключением компенсации документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с участием в работе наблюдательного совета. С одной стороны, наблюдательный совет работает, как говорится, на общественных началах, с другой — расходы участников наблюдательного совета (за исключением вознаграждений) оплачиваются АУ, а сами участники имеют иные источники дохода (в частности, за выполнение трудовых обязанностей в учреждении). Данный нюанс следует принять во внимание бухгалтеру при исчислении «зарплатных» налогов. Например, АУ должно исчислять и уплачивать ЕСН с выплат и вознаграждений, выплачиваемых руководителю и сотрудникам учреждения по трудовым договорам, а также должно облагать ЕСН выплаты, производимые по гражданско-правовым договорам. Наблюдательному совету выплаты не положены, но если его участники понесли расходы, то они компенсируются. Возникает вопрос: нужно ли уплачивать ЕСН с таких выплат? Можно рассматривать их в рамках гражданско-правовых отношений, подпадающих под налогообложение (п. 1 ст. 236 НК РФ). Но выплаты наблюдательному совету в возмещение понесенных им расходов можно считать компенсационными в рамках тех же самых гражданско-правовых отношений и не подлежащими налогообложению в силу пп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ. Обе точки зрения имеют право на существование, но автор склонен к тому, чтобы считать возмещение расходов членов наблюдательного совета компенсационными выплатами и не облагать ЕСН. Такой же вывод напрашивается в части другого «зарплатного» налога — НДФЛ. При его исчислении нужно учитывать положения ст. 217 НК РФ, где в п. 3 поименованы необлагаемые компенсационные выплаты, среди них есть возмещение расходов налогоплательщиков. По мнению автора, этого основания достаточно, чтобы не удерживать НДФЛ с компенсаций документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с участием в работе наблюдательного совета. Согласитесь, было бы по меньшей мере несправедливо компенсировать расходы за вычетом налога участникам наблюдательного совета, не получающим вознаграждение за управление АУ.

Еще почитать:  Ипотека 15 первоначальный взнос

По одним вопросам наблюдательный совет дает только рекомендации (по организационно-правовым вопросам деятельности АУ), по другим — заключение (по проекту плана финансово-хозяйственной деятельности, по предложению выбора банка для открытия расчетного счета), после рассмотрения заключений окончательное решение принимает руководитель АУ. Документы о деятельности АУ наблюдательный совет утверждает, их копии направляются учредителю. Обязательные для руководителя АУ решения наблюдательный совет принимает в части совершении крупных сделок, а также сделок, в совершении которых есть заинтересованность.

Управление автономной некоммерческой организацией

В такой организации обязательно создание только единоличного исполнительного органа, остальная структура управления зависит от учредителей. Учредители (учредитель) автономной некоммерческой организации назначают единоличный исполнительный орган автономной некоммерческой организации (председателя, генерального директора и т.п.). При этом единоличным исполнительным органом автономной некоммерческой организации может быть назначен один из ее учредителей-граждан. Это новое правило (п. 3 комментируемой статьи), оно введено, в частности, для того, чтобы учредители автономной некоммерческой организации сохранили возможность контроля за ее деятельностью.

Создание постоянно действующего коллегиального органа (органов) автономной некоммерческой организации не обязательно, он может быть создан по решению учредителей (учредителя) автономной некоммерческой организации. В этом случае его компетенция должна быть определена уставом автономной некоммерческой организации.

Управление в АНО с единственным учредителем

Нужно сказать, что я лично в данной истории – в лагере «ГКшечников». Сам же Кодекс в статье 2 устанавливает приоритет самого себя в вопросах, относящихся к гражданскому законодательству: Гражданское законодательство состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов (далее — законы), регулирующих отношения, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса.

В свежих темах на форуме мнение по вопросу, можно ли создать АНО с одним учредителем без коллегиального ВОУ, однозначное :«не пройдет такой фокус» (или вот тут: «Когда я на всякий переспросила по поводу коллегиального органа в АНО с одним учредителем, мне сказали — обязательно, иначе сразу «возвращают»»).

Управление автономной некоммерческой организацией

Модель такого управления предполагает передачу полномочий, связанных с повседневной деятельностью. Их должен осуществлять единоличный исполнительный орган. К сфере полномочий учредителей должны относиться наиболее важные вопросы, требующие контроля. Такая схема распределения функций связана с тем, что создатель или собрание участников действуют не на постоянной основе.

Согласно ним, АНО считается некоммерческое юридическое лицо унитарного типа, не предусматривающее членства, создающееся на базе имущественных взносов лиц для образовательных, научных, культурных и медицинских целей, а также для деятельности в иных некоммерческих сферах.

Еще почитать:  Судебные приставы чайковский узнать задолженность

Что такое автономная некоммерческая организация: её достоинства и недостатки

  1. Самостоятельное осуществление ежемесячных или ежеквартальных проверок.
  2. Осуществление надзора через созданный учредителями поднадзорный орган.
  3. Созданная и утверждённая общим собранием Ревизионная комиссия возьмёт на себя выполнение функции контроля.
  4. Приглашение стороннего аудитора для проведения проверок.

При возникновении необходимости в ликвидации некоммерческой организации учредители должны владеть информацией о самой процедуре, о сроках ее проведения, необходимого для этого пакета документов и о лицах, имеющих право на участие в прекращении деятельности организации.

Статья ГК РФ

Следовательно, надзор — это все-таки деятельность государственных, властных органов. В связи с этим представляется, что нормы о совмещении функций учредителей в части управления автономной некоммерческой организации и надзора за ее деятельностью нуждаются в дальнейшей правовой корректировке.

1. Пункт 1 комментируемой статьи определяет исключительное право учредителей на осуществление управления автономной некоммерческой организации в порядке, установленном уставом. Вместе с тем необходимо отметить, что устав любого объединения и некоммерческой организации в частности, не может содержать положений, противоречащих Конституции РФ и законодательству РФ, иначе при осуществлении государственной регистрации указанного объединения в качестве юридического лица ему будет отказано. Таким образом, полагаем, что более корректной формулировкой положений п.1 комментируемой статьи было бы наличие ссылки не только на устав, но и на положения закона.

Автономные некоммерческие организации – правовые основы

Исполнительный орган решает те вопросы, которые не относятся к компетенции коллегиального органа управления. Он осуществляет текущее руководство деятельностью автономной некоммерческой организации и подотчетен высшему органу управления организацией. Такими полномочиями обладает, как правило, руководитель автономной некоммерческой организации, который согласно Закону о некоммерческих организациях может рассматриваться как один из представителей исполнительного органа управления автономной некоммерческой организации или являться единоличным его представителем (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 4 апреля 2006 г. по делу №А82-9622/2005-10).

Данный орган в автономной некоммерческой организации создается, чтобы обеспечить направленность деятельности организации на достижение целей, для которых она была создана. Он уполномочен на решение следующих вопросов:
— изменение устава автономной некоммерческой организации;
— определение приоритетных направлений деятельности, принципов формирования и использования ее имущества;
— образование исполнительных органов и досрочное прекращение их полномочий;
— утверждение годового отчета и годового баланса;
— утверждение финансового плана и внесение в него изменений;
— создание филиалов и открытие представительств;
— участие в других организациях;
— реорганизация и ликвидация автономной некоммерческой организации.